Борьба за независимость: Как украинское Запорожье противостояло красным в декабре 1917-го

14.12.2017
1592
Борьба за независимость: Как украинское Запорожье противостояло красным в декабре 1917-го

Горячая фаза противостояния между украинской властью Александровска (Запорожье) и красными началась 25 декабря 2017-го

Горячая фаза противостояния между украинской властью Александровска (Запорожье) и красными началась 25 декабря 2017-го.


Русифицированный Запорожский край приветствовал Украинскую революцию. Здесь создавались национальные организации вооруженного направления, которым вскоре пришлось защищать город от большевистских частей. Красные приблизились к Александровску 23 декабря 1917. Но четыре эшелона большевистского 1-го Черноморского революционного отряда общей численностью около 1,5 тысячи матросов остановились на станции Софиевка (Вольнянск), где, по приказу начальника Александровского гарнизона, были повреждены пути. Впрочем, это только на несколько дней отложило начало неизбежного "горячего" противостояния между украинской властью Александровска и красными.

"Горячая фаза" началась 25 декабря 1917. Вопреки предварительным договоренностям, по которым матросам разрешили проследовать через Южный вокзал (Запорожье-1) в направлении станции Федоровка (возле села Новобогдановка Мелитопольского района), они вернулись на вокзал. Первое, в чем проявили себя морячки-революционеры, - ограбили гайдамаков, которые к тому времени уже находились в Александровске. Матросы разворовали личные вещи, то, что не было для моряков ценным, по данным городской думы, прямо на месте уничтожалось.

Узнав, что матросы возвращаются на вокзал, городская дума направила туда делегацию, вступила в переговоры с руководителем красных прапорщиком Толстовым. Последний объяснил причину возвращения желанием найти ответственных за остановку эшелонов у Софиевки, кроме того, большевики требовали вернуть разоруженные гайдамаками броневики  авторемонтников. Вместе с тем, Толстов обещал, что в город матросы не будут заходить. Однако, соблюдать обещания большевики не собирались.

Быстрым наступлением через Шенвизский мост матросы вошли в Александровск. Здесь захватили почту, телеграф, телефон, электростанцию ​​(современный "Госэнергонадзор"), помещение Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в доме Лещинского (современный адрес - проспект Соборный, 52), несколько квартир напротив Рады. На балконах захваченных зданий установили пулеметы и подбирались к казне.

Украинская сторона была готова к переговорам с красными, о чем сообщила городской думе. Однако моряки, не дожидаясь ответа от украинского командования, пытались с марша захватить Екатерининский железнодорожный вокзал (Запорожье-2), где в то время находился центр украинского сопротивления. Силой ориентировочно в 25 бойцов, вооруженных винтовками, пулеметом и пироксилиновой шашкой, они пытались по железнодорожной насыпи подойти к вокзалу. Акция была провальная, украинские бойцы атаку отбили, со стороны моряков были убитые, раненные и пленные. Во время еще одного боевого столкновения возле городской электростанции у моряков снова были потери.

Под вечер, с наступлением ночи, центральная часть Александровска превратилась в арену ожесточенных боевых действий. Украинские военные, пытались выбить красных из Народного дома и расположенной рядом с ним электростанции (все это в районе современного майдана Воли). Успех в этом направлении был, но непродолжительный: ценой значительных усилий матросы отбили атаку. Однако развернуть собственное наступление красным помешали броневики, которые ранее были захвачены гайдамаками (в одних источниках встречается информация о двух броневиках, в других - о трех). По воспоминаниям очевидцев, броневики буквально "летали" узкими улицами Александровска, поливая врагов свинцом. В воспоминаниях прапорщика Орла с гайдамацкого куреня упоминается один из героев тех боев - пулеметчик Пащенко, который "со своим пулеметом с броненосца действовал, как никто успешно", даже будучи раненым в затылок.

Боями в районе электростанции были достаточно обеспокоены руководители города. Получив информацию, что станция занята пятнадцатью матросами, которых пытаются выбить украинские войска, мэр Попов обратился к морякам с предложением. Он предлагал им покинуть электростанцию, поскольку ее повреждения не только оставит город без света, но и остановит работу водовода, сильно скажется на гражданском населении. Матросы, в свою очередь, отказались покинуть станцию ​​и предложили городским властям обратиться к другой стороне, чтобы она не обстреливала станцию. В общем, разговоры эти ни к чему не привели, и уже в половине первого ночи из-за повреждения проводов на станции исчез ток в половине подключенных к сети домов. После этого мэр еще раз обратился к матросам с просьбой оставить станцию. Те в очередной раз отказали. В три ночи электростанция вообще прекратила работу.

Отметим, что хотя общее количество матросов под руководством Толстова насчитывала 1500 моряков, далеко не все они участвовали в боях на территории Александровска. Некоторым достаточно было ограбление гайдамацких вагонов на Южном вокзале, где они и решили переждать завершения боев. Против гайдамаков вышло только несколько сотен желающих. Кроме моряков, участие в боях на стороне красных принимали большевизированные авторемонтники и отдельные группы местных рабочих.

В течение ночи, пока шли боевые действия, власть пыталась выступать в роли посредника между украинскими войсками и моряками, объединенными с местными красными. Переговоры о прекращении боевых действий успеха не имели. Обе стороны оставались при своих интересах.

Источник: zp.depo.ua

Новости дня

Читайте еще

Где лечатся украинцы: лучшие клиники страны
Чтобы не стоять в очереди и не тратить много времени на лечение, украинцы обращаются в частные клиники. В таких учреждениях используют современное оборудование и прогрессивные методики для выявления и устранения патологий на...
07.03.2024
58
Этой зимой россияне сменили тактику атак энергетики, но это им не помогло, — Кацуба
Россияне всю зиму концентрировали свои удары в индустриальных регионах и важных логистических узлах. активно атаковали Днепропетровскую и Полтавскую области, Одессу и порты Одесской области. Эта тактика значительно отличается от прошлогодней, когда в...
06.03.2024
66
Как завести машину зимой, чтобы прогреть двигатель?
Как и чем люди прогревают машину испокон веков Классическая схема прогрева автомобиля проста и понятна. Водитель садится в автомобиль, запускает двигатель и оставляет его поработать на холостом ходу. В это время можно...
12.02.2024
2702
Стратегии торговли криптовалютой для новичков и профи
Инвестиционная или торговая стратегия нужна, независимо от того, как вы решили зарабатывать в криптосреде – трейдинг, криптовалютный депозит, фьючерсы или другое. Грамотно составленный план действий – важный этап в деятельности каждого трейдера. Недостаточно...
24.11.2023
1172

Новости партнеров

Вверх