Изменения в ProZorro: Новые возможности для малого и среднего бизнеса
Проблемы с допороговыми закупками, перспективы электронного управления бизнесом, эффективные способы борьбы с мошенничеством в госзакупках – самые “горячие” темы обсуждались на Шестом всеукраинском Zakupki Forum, который 25-го апреля прошел в формате онлайн-трансляции на всю Украину
Проблемы с допороговыми закупками, перспективы электронного управления бизнесом, эффективные способы борьбы с мошенничеством в госзакупках – самые “горячие” темы обсуждались на Шестом всеукраинском Zakupki Forum, который 25-го апреля прошел в формате онлайн-трансляции на всю Украину.
В данный момент главным препятствием для участия малого и среднего бизнеса в госзакупках является тот факт, что допороговые закупки (тендеры с бюджетом до 200 тыс. грн, так называемые “допороги”) госорганы по закону не обязаны проводить через систему. Это правило стало лазейкой для недобросовестных закупщиков: менее четверти “допорогов” прошло открыто, с конкуренцией и прозрачным выбором победителя. В остальных случаях заказчики воспользовались своим правом просто загрузить в систему отчеты с информацией о том, что, за сколько и у кого они купили.
Только в прошлом году было заключено таких прямых договоров более чем на 90 млрд грн – по сути, это 90 млрд “в тени”. В первом квартале 2018 года таким образом уже прошли договоры на 18 млрд грн.
Эта ситуация тормозит участие малого и среднего бизнеса в гостендерах: предприниматели узнают о закупке на доступную для их оборотов сумму лишь после ее завершения – из отчета о ней. Поэтому готовятся изменения в законодательстве, которые снизят порог обязательности в ProZorro до 50 тыс. грн и дадут возможность небольшим компаниям и частным предпринимателям зарабатывать в гостендерах. Новая регламентация станет серьезным препятствием на пути недобросовестных заказчиков: проведенные по всем правилам торги можно будет видеть в системе и в случае необходимости обжаловать в компетентных органах.
Законопроект находится на рассмотрении в Верховной Раде, и его принятия с нетерпением ждет бизнес.
"За два года работы электронной системы мы уже знаем ее сильные стороны и понимаем, какие нормы законодательства требуют совершенствования. Изменения в закон, предлагаемые законопроектом 8265, усилят эффект от использования ProZorro. Во-первых, предусмотрено усовершенствование механизма обжалования. Предлагается ввести дифференцированный подход к установлению стоимости за подачу жалобы и оплату через электронную систему. Во-вторых, для участников предусмотрена возможность исправления ошибок в поданых в тендер предложениях. В-третьих, законопроект предлагает уменьшить сумму допороговых закупок, что позволит проводить даже сравнительно небольшие закупки на конкурентной основе," – сказала в своем докладе на форуме Лилия Лахтионова, директор Департамента регулирования публичных закупок Министерства экономического развития и торговли.
Одновременно с законодательными изменениями команда департамента регулирования публичных закупок Минэкономики и государственного предприятия ProZorro активно развивает различные электронные инструменты: рамочные закупки, электронные каталоги и централизованные закупки. Вместе с этим идет работа над интеграцией электронной системы с реестром лекарственных средств, Государственной казначейской службой Украины и Государственной фискальной службой.
“От украинского бизнеса очень часто можно услышать обращения к государству: “Не трогайте нас, создайте только условия для работы”. Одно из ключевых направлений нашей деятельности и состоит в создании таких условий. Мы вводим электронные сервисы, которые позволяют гражданам и бизнесу получать государственные услуги дистанционно, без визитов во “властные” кабинеты. Чем меньше контактов с чиновниками, тем более простыми и прозрачными становятся условия ведения бизнеса”, – рассказал в своем докладе Валерий Бакал, заместитель главы Государственного агентства по вопросам электронного управления Украины.
ProZorro – не гарантия того, что нечестный закупщик не попытается обойти систему. Главное преимущество прозрачности новой системы госзакупок в том, что обман можно отследить. И сейчас Государственная аудиторская служба Украины (ДАСУ) прорабатывает функционал кабинета ДАСУ в электронной системе ProZorro, проводит работу над определением риск-индикаторов – все это поможет эффективно мониторить закупки и выявлять недобросовестных заказчиков.
Наиболее распространенным злоупотреблением сегодня является дискриминация в закупках. Речь идет о ситуациях, когда тендер прописывается специально под конкретного поставщика или организатор дисквалифицирует других участников в пользу “своего”.
“Если участник считает, что есть нарушения – он должен бороться за свои права и не опускать руки. В первую очередь, нужно обратиться к организатору тендера и потребовать сделать условия тендера равными для всех. Если же тот не реагирует – подавайте жалобу. Точно так же обжалуйте и результат закупки, если вы видите, что он несправедливый. Важно только проконтролировать, чтобы ваша жалоба была оформлена согласно установленным требованиям. И обязательно пишите обо всех нарушениях на мониторинговый портал DoZorro,” – отметила Оксана Ферчук, руководитель торговой площадки Zakupki.Prom.ua
На сегодня активистам DoZorro удается восстанавливать справедливость в 40% торгов, проведенных с нарушениями. Важно, чтобы каждый бизнесмен, столкнувшись с дискриминацией в закупках, сообщал об этом. Максимальное количество отзывов о тендерах поможет бизнесу оценить, в закупки какого организатора можно идти без опаски, а где нужно быть готовым постоять за свои права. И возможно, менее опытным поставщикам от “рискованных” тендеров для начала стоит воздержаться, набравшись опыта в заведомо качественных закупках.