Мелитопольский полигон ТБО стал язвой для горожан
Люди, живущие рядом с Мелитопольским полигоном ТБО, страдают от вони и болезней. Из мусора уже получилась целая гора
Люди, живущие рядом с Мелитопольским полигоном ТБО, страдают от вони и болезней. Из мусора уже получилась целая гора. Эксплуатировать свалку дальше нельзя. Решить проблему можно с помощью современных технологий. Но дальше разговоров дело не идет. Тем временем в Мелитопольском районе собираются открыть еще один полигон ТБО.
Опасный полигон
Проблема утилизации мусора актуальна для всей Украины. Старый метод вывоза отходов на свалки уже не подходит. Полигоны разрастаются и занимают все больше земли. Да и сами по себе они просто опасны. Взять хотя бы недавнюю трагедию на свалке под Львовом, где после тушения масштабного пожара произошел обвал, похоронивший заживо троих пожарных и инженера-эколога.
Незадолго до этого горела свалка и в Мелитополе. У нас, к счастью, обошлось без жертв, но жители близлежащего села зловонного дыма наглотались. Вообще с соседством людям, живущим в с. Зеленое, Мелитопольского района, не повезло.
Свалка находится в прямой видимости от них и во время пожаров, которые периодически там случаются, село заволакивает вредным дымом. А когда дует сильный ветер, по селу летают целлофановые пакеты, всевозможные обертки и прочий легкий мусор, приносимый с полигона. Этими «прелестями» иногда «закусывает» скотина, со всеми вытекающими последствиями. Да и сами люди жалуются на здоровье, напрямую связывая плохое самочувствие с близлежащей свалкой.
- Тут все часто болеют. Непонятно чем. Это все из-за свалки, – считает жительница с. Зеленое Любовь Ивановна.
- Частые головные боли у людей. Давление. Да и вода грязная. Раньше можно было из колодцев пить. Теперь нельзя, - говорит старожил села Раиса Николаевна.
Примечательно, что полигон ТБО по всем правилам уже давно должен быть закрыт. Предписание о его закрытии экологическая инспекция выписала еще в 2007 г. И не удивительно, ведь по всем нормам мусор должен сваливаться в котлован и пересыпаться слоями грунта. И закрывать полигон положено, когда отходы в котловане достигнут уровня земли.
Однако свалка, раскинувшаяся на 22 га, сейчас достигает в высоту 18 м. И на нее продолжают свозить мусор со всего Мелитополя и округи.
Находится полигон ТБО на землях Новенского сельсовета. Именно туда и поступают многочисленные жалобы на мусорное соседство, как от жителей с. Зеленого, так и от населения самого с. Новое.
- Жалобы идут постоянно. Как только ветер, все поля все деревья в пакетах. Эта свалка изжила уже все нормы, и должна быть закрыта и ограждена. Но выхода нет. Городу некуда возить мусор. Сейчас мы достигли договоренности с городской властью. Свалку должны оградить сеткой (власть Мелитополя уже обещала это сделать в 2014 г. - Авт.). Если мы придем с руководством города и района к взаимопониманию, то найдем новый участок земли под новый полигон. А земли надо минимум 12-13 гектаров, - говорит новенский сельский голова Валентин Бутенко.
То есть, чиновники вновь хотят пойти по пути наименьшего сопротивления и отвести под мусор еще один участок земли. Что будет, когда и на нем свалка превысит все допустимые нормы? Впрочем, поскольку случится это не сразу, разбираться с проблемой придется уже совсем другим чиновникам.
Мусор - товар
Тем временем в Европе, например, мусор уже давно превратился в товар. И мусороперерабатывающие предприятия там борются за поставки им отходов. ТБО на западе не складируют, а сортируют и перерабатывают. Конечно, полноценный мусороперерабатывающий завод стоимостью 8-10 млн евро к нашим реалиям не подходит. Но есть и гораздо более дешевые варианты. За примерами далеко ходить не надо. В г. Васильков Киевской области уже несколько лет работает мусороперерабатывающий завод. Построен он, кстати, мелитопольскими инженерами.
Один из создателей предприятия Сергей Пушкин рассказал, что завод может перерабатывать до 280 тонн мусора ежедневно. Во время сортировки отбирается пластик, стекло, ветошь, бумага, целлофан, жестяная тара и т. д. Потом вторсырье проходит дополнительную обработку, например прессование в случае с пластиком и пакуется. Часть пластика перерабатывается в готовую продукцию прямо на месте. На заводе уже действует цех по производству плитки и черепицы. Получают прочные, устойчивые к перепадам температур изделия из пластика, смешанного с песком.
Но это не предел. На базе предприятия возможно производство множества товаров. Из мусора получаются отличные цветочные горшки, грабли, гранулы для изготовления упаковки, понтоны для дебаркадеров и так далее.
В целом завод перерабатывает на вторсырье порядка 50 % отходов. Остальное, например, органические отходы, складируется на специальном полигоне. В отличие от классической свалки, это котлован, покрытый специальным гидроизоляционным слоем, и оборудованный газоотводом. А благодаря прессованию с помощью специальной техники объемы захораниваемых отходов удается сократить вчетверо. При этом полигон не представляет угрозу для грунтовых вод и в гораздо меньшей степени влияет на окружающую среду, нежели обычные свалки. Да и пожары на нем практически исключены.
Современные технологии позволяют установить на базе завода оборудование для получения метана и других газов, которые можно использовать в технологических процессах изготовления продукции из вторсырья. Таким образом, мусор можно не только более рационально утилизировать, но и зарабатывать на этом, говорят специалисты.
- Проект рентабелен от начала до конца. Его стоимость 15-20 млн грн. Но нужно чтобы все, начиная от логистики и заканчивая продажей вторсырья, было сосредоточено в одних руках. Есть такая практика, когда приходит инвестор, заключает договор, строит завод, работает на нем. Отбивает свои деньги, получает определенные дивиденды и после этого, по договору передает предприятие в муниципальную собственность. Но этим нужно кому-то заниматься, - говорит С. Пушкин.
Погибшие проекты
Кстати, «мусорные» инвесторы в Мелитополь уже приходили. И проекты рационального использования отходов в городе были. Только в отсутствие координации со стороны городской власти все они канули в Лету.
Бывший директор КП «Мелитополькоммунтранс» Дмитрий Колесник помнит, как в 2011-2013 годах городу поступало много предложений от инвесторов. Правда, многие из них сводились к тому, что город должен за свой счет изготовить проект. Это могло бы привести к тому, что после поступления первых денег фирма бы просто «растворилась» (такое было в других городах). Но помимо мошенников встречались и инвесторы, вполне заслуживающие доверия. Например, были проекты передвижной сортировочной линии (капстроения на полигоне были запрещены). Речь шла о мини-предприятии по переработке вторсырья с сортировочной линией, дробилкой для пластика и бумаги, обработкой стекла и т. д.
Особенно интересным представлялся испанский проект стоимость 20,5 млн грн. Инвесторы готовы были подарить оборудование для сбора и сжигания скапливающегося на полигоне метана и выработки при этом электроэнергии. Это позволило бы полностью обеспечить электроэнергией все очистные сооружения «Водоканала» и нужды самого «Коммунтранса». Кроме того, от этого оборудования можно было бы запитать сортировочные и перерабатывающие линии, рассказал Д. Колесник.
- Проект был уже практически на стадии монтажа. Но тогда был отстранен от должности действующий мэр, потом повлияла общая нестабильная ситуация, и проект свернули. Жаль. Сортировка и переработка вторсырья - для нас это выход. По крайней мере, на начальном этапе. А вообще перерабатывать можно практически все. В Польше и Германии я видел, как из десяти тонн мусора оставалось 900 кг трухи, которая уже не представляет опасности для экологии. Эти отходы они и захоранивают, - говорит Д. Колесник.
Кстати о сортировке. На мелитопольском полигоне сортировочная линия была. Ее ржавый остов до сих пор стоит среди груд непереработанного мусора. Ведь проработала она всего полтора месяца. И вскоре после торжественного открытия последовало тихое закрытие по неизвестным причинам.
А воз и ныне там
Стоит отметить, что недавно нынешняя городская власть вспомнила об упомянутом выше испанском проекте. Мэр поручил своему первому заму Ирине Рудаковой заняться этим вопросом. Но захотят ли испанцы вернуться к планам трехгодичной давности - вопрос.
Проблема мелитопольского полигона ТБО тем временем остается нерешенной и уже привлекла внимание общественных деятелей. Так, проявил энтузиазм в решении этой проблемы общественник Леонид Матяжов. С января этого года он ищет инвесторов и пытается «расшевелить» местные власти.
- Инициативы со стороны власти никакой. Создается впечатление, что этим никто не хочет заниматься, - сетует активист. - В исполкоме повесили все на меня. Говорят, предоставьте проект. С районной властью удалось заключить договор о намерениях по строительству мусороперерабатывающего комплекса. Но договор есть, а желания у них, похоже, нет. Хоть бы поискали, какие-нибудь фонды. Я уже нашел инвестора, готового предоставить половину необходимой суммы под коммунальные гарантии, но пока никаких подвижек.