Митрополит Лука - о своем доме в Донецке и двуличных депутатах
Митрополит Запорожский и Мелитопольский, Владыка Лука (в миру - Андрей Вячеславович Коваленко) рассказал о своем «повышении по службе», о привилегиях и амбициях. Поддал жесткой критике ряд законопроектов, которые, по мнению Владыки, направлены на рейдерский захват церквей.
Митрополит Запорожский и Мелитопольский, Владыка Лука (в миру - Андрей Вячеславович Коваленко) рассказал о своем «повышении по службе», о привилегиях и амбициях. Поддал жесткой критике ряд законопроектов, которые, по мнению Владыки, направлены на рейдерский захват церквей.
Кроме того, он рассказал, как часто бывает в своем доме, расположенном по соседству с донецким аэропортом и дружбе с властью, меценатами, активистами БФ «За Правду!». Священнослужитель признался, о чем жалеет, а также приоткрыл завесу того, как появилась идея создать проект «Любовь милосердствует».
Викарный епископ в Киеве или правящий архиерей в Запорожье
- 17 августа вас возвели в сан Митрополита. Для вас такое повышение по службе было неожиданным?
- У военных, к примеру, офицер знает, что через три года он должен получить очередное воинское звание, у нас – священнослужителей – это неоднозначно и нет временных рамок. Да, есть регламент. Через пять лет правящий архиерей может только подумать, о том, что в случае, если священник хорошо исполняет свои обязанности, то можно ему присвоить очередную церковную награду, на что он должен получить благословение у Предстоятеля. Но это происходит на усмотрение правящего архиерея. Точно так же и Предстоятель Церкви по отношению к наградам архиереев.
И есть один чисто технический нюанс – введение в сан Митрополита подразумевает наличие белого клобук (головного убора – прим.ред.), которого у меня не было. Я ехал в Киев 16 августа и ничего не знал. Вечером мне позвонили и спросили, какой у меня размер головы. Возведение в сан Митрополита - для меня это было новостью.
- Какие привилегии дает вам новый сан?
- Привилегий я не получаю. Во время богослужений мы выстраиваемся в зависимости от иерархических наград. Для меня лично, как человека, это большая ответственность. Я должен еще больше трудиться, оправдать доверие Предстоятеля и, ни в коем случае, не расслабляться. Мне оказали доверие, и я должен оправдать это.
- Многие тут же предположили, что Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий увидел в вас своего преемника. Вы готовы к смене места службы?
- Многие говорят, что меня «заберут» в Киев. В мирской жизни, если чиновника повышают по званию, то его могут забрать в министерство или в другое какое-либо центральное ведомство, что подразумевает под собой повышение. В Церкви такого нет. В качестве кого меня переведут в Киев, я бы хотел узнать? Я никуда не собираюсь. Если меня туда забирают, то это фактически понижение в должности. В Киеве находятся только викарные епископы (викарный епископ – епископ, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении правящему епархиальному епископу – прим.ред.), а правящий там – Блаженнейший митрополит Онуфрий, Предстоятель Украинской Православной Церкви. Я тут правящий архиерей, а там буду викарным? Но в случае решения Священного Синода, меня могут перевести на другое место служения, и я это приму как волю Божию.
- А у вас есть такие амбиции?
- Амбиций нет ни в коем случае. Мы когда выбираем Предстоятеля, то у нас нет такого, что кандидаты или все желающие занять этот пост, должны предлагать свои программы дальнейшего развития Церкви. Во время выборов нам предоставляется список со всеми епископами Церкви и я должен поставить галочку напротив того, кого бы я хотел видеть на этом месте. Никаких обсуждений. Амбиций ни в коем случае у меня нет. Есть конкретные, намного достойнее меня, люди. Реально я считаю, что Господь определил мое место тут, и я никуда не планирую уезжать. Более того, я еще должен многое сделать для Запорожского региона.
«Марш мира» показал двуличие некоторых народных депутатов
- Представители различных конфессий вышли на «Марш мира» и поддержали обращение против внесения изменений в Конституцию (легализация однополых браков – прим.ред.). Чего они хотели добиться данным обращением?
- Запорожская епархия Украинской Православной Церкви видимым образом в «Марше мира» участия не принимала. Священников и прихожан наших там не было, но я подписал общее Обращение. Мы приняли активное участие в сборе подписей под этим документом. Для сравнения, если на «Марше мира» было собрано около 2000 подписей, то мы за один день собрали более 7,5 тысяч подписей. «Марш мира» был посвящен сохранению семейных ценностей и против однополых браков, гендерного равенства и все, что с этим связано. Для нас это важно. Больше того, я специально посмотрел, кто из запорожских народных депутатов голосовали в Верховной Раде за принятие законопроекта. Один из них, который шел в первой колоне на «Марше мира» (Игорь Артюшенко – прим. ред.) голосовал за «гендерные законы» и изменения в трудовом законодательстве. То есть в Верховной Раде он голосовал «за», а перед людьми показывал, что «против». Что это: двуличие? Ложь? А люди верят этому человеку. Мы против гендерного равенства, против всего того, что нарушает целостность страны. Мы за сохранение традиционной семьи – это мужчина и женщина, в результате их общения рождаются дети, но никак не «родитель №1 и родитель №2» или суррогатное материнство. Сейчас рушатся основы семьи. Кроме того, на «Марше мира» все конфессии выступили против проекта «брак за один день».
Связь УПЦ с Московским патриархатом
- Зарегистрирован законопроект №4511 «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном «страной-агрессором». Ваше мнение об этом документе?
- Глупее этого законопроекта я не встречал. Авторы данного документа – это люди, которые ничего не знают о Церкви. Нас обвиняют в связи с Московским патриархатом. В церковной экклезиологии вообще нет такого понятия «Московский патриархат» - это пример церковной безграмотности. Есть Русская Православная Церковь. Давайте разберемся: меня выбирал Синод Украинской Православной Церкви, во главе с Предстоятелем нашей Церкви (на то время Предстоятелем был Блаженнейший Митрополит Владимир - прим. ред.), другие насущные вопросы Церкви решает только Синод УПЦ и никто другой. Мы никакого отношения не имеем к другим Предстоятелям Церквей и они никак не влияют на административное управление и устройство нашей Церкви. Да, мы молитвенно поминаем во время богослужений имя Патриарха Московского Кирилла, подчеркивая этим духовную связь с Русской Православной Церковь, а через неё со всем Вселенским Православием. Нас обвиняют в том, что мы перечисляем стране агрессору какие-то деньги. Проверьте все наши счета. Спецслужбы могут сделать это в любое время. Мне смешно слышать такие обвинения от тех людей, которые в своей практике используют церковную атрибутику, купленную в Москве. При том, что лично я заказываю ее здесь, в Украине, и только у украинских производителей. Возвращаясь к законопроекту, отмечу, что создается впечатление, что кто-то хочет вернуться во времена «дикого коммунизма». «Дикий коммунизм» – искоренять все, что тебе не нравится, не соответствует твоей идеологии, «генеральной линии твоей партии», фактически в основу положен принцип жесточайшего уничтожения всякого разномыслия и свободы. Например, согласно этому законопроекту, Предстоятель Церкви обязан согласовывать с Министерством культуры мое назначение тут, в Запорожье, чтобы мы заключали с Министерством договор. Это возвращение в эпоху «совка», когда уполномоченный должен был выдать справку священнику о том, что он имеет право служить на той или иной территории. К этому законопроекту также приложили руку и некоторые запорожские народные избранники. Другой не менее глупый и антицерковный законопроект № 4128 - направленный на рейдерский захват храмов. Даже Сталин не мог додуматься до такого. Представители Римо-Каталической и Лютеранской Церквей, иудейских общин выступили против этих «высочайших полетов законотворческой мысли». Эксперты оценивают эти законопроекты, как таковые, которые не соответствуют нормам не только национальной, но международной законотворческой практики. В данном случае, я бы поставил знак равенства между понятиями «декоммунизация» и «неокоммунизация».
- Если их все-таки примут, будете ли вы инициировать сбор подписей? Возможно, будете встречаться с главой Верховной Рады Андреем Парубием?
- Есть еще рычаг – это вето Президента. И я думаю, что Президент услышит голос верующих людей нашей Церкви и урегулирует этот вопрос.
«Люди-перевертыши» и революция, которая пожирает своих сыновей
- Сейчас, многие, кто у власти, стараются больше публично «дружить» со священниками Киевского патриархата. В то время как священников Московского патриархата практически обвинили в сепаратизме. Само выражение «Московский патриархат», по версии многих, уже говорит о «поддержке» России. Какие у вас отношения с представителями власти?
- Я знаю, что некоторые чиновники получили задание – придумывать мероприятия для Киевского патриархата. Смешно наблюдать, как люди пытаются не только на «шпагат сесть», но и в прыжке «переобуться». Я дружу и хочу дружить с Богом. Для меня это самая важная дружба. Я стал епископом в 2005 году и тогда Блаженнейший мне сказал: «Владыка, чиновники приходят к власти и уходят, а вы будете стоять у Престола всегда. Будьте с Богом и не предавайте Его» – я стараюсь жить по этому принципу. Кто хочет общаться со мной – мои двери открыты, кто не хочет – это его право. Я отношусь уважительно ко всем, готов дружить со всеми, ни в ком не вижу врага. Но я должен говорить правду. Долг священнослужителя заниматься не украинизацией, а евангелизацией. Это и мой долг. Но, когда, тот, который не только называет себя православным, но и подражает нашим священнодействиям, заявляет, что в результате Крещения Руси мы получили «міцну державу». Хочется попросить его не обманывать людей своими действиями и не одевать на себя то, что делает их похожими на священнослужителей. Мы получили в результате Крещения Руси – спасительную Истинную веру – Православную, и наш долг сохранить и приумножить Ее. Мне бы хотелось сказать «людям-перевертышам» – посмотрите историю. Церковь стояла, стоит и будет стоять. А где те, кто пытался Ее разрушить? У Максима Горького есть такие слова: «Революция пожирает своих сыновей». Мы уже сейчас наблюдаем, как «революция достоинства» пожирает своих сыновей и уничтожает кумиров, которых сама и создала.
«Я читаю только ukr.net»
- Ощущаете ли вы давление со стороны СМИ, чиновников, общества?
- Наши СМИ – как флюгер, куда «подуют» их хозяева, туда и повернуться. Очень часто журналисты «смакуют» ДТП, но не замечают того, к примеру, что наши прихожане собрали более 500 кг продовольствия для бойцов АТО и приняли участие в фестивале консервации. В то время, как остальные конфессии отказались. Об этом никто не написал, но, на самом деле, для нас важно, что Бог знает об этом. Простые люди, украинцы, помогают, старики свои пенсии жертвуют на то, чтобы помочь. Меня радует, что люди откликаются.
- Вы следите за новостными сайтами?
- Просматриваю новостную ленту на официальных сайтах (всеукраинских и запорожских), разрешенных в нашей стране. В основном, это только ukr.net и церковные медиа-ресурсы.
«Я бомж»
- Вы родом из Донецка, остались ли у вас родственники в зоне АТО? И были ли вы на родине с начала проведения АТО?
- У меня остался в Донецке родной брат и близкие мне люди. Маму я успел забрать. Мой дом был в районе аэропорта. Он разрушен. Я бомж. Дома я был в марте 2015 года. Умер близкий для меня человек, и я хотел проводить его в последний путь. Я приехал домой, мой брат проводил меня к разрушенному дому. Я хотел забрать книги, иконы, но начался обстрел, и мне пришлось уехать. С братом мы общаемся. Моя мама живет тут, в Запорожье. Я снимаю ей квартиру. Вернуть ее туда я не могу. Это проблемы, которые прошли через мое сердце. Я хочу, чтобы наступил мир.
Меня очень поразила одна ситуация. У меня были одноклассники, с которыми мы дружили с ясельного возраста. У одного была проблема – его супруге сделали неудачно операцию, в результате нужно было повторно оперировать. Я нашел специалистов и оплатил операцию. Второго вернул к жизни. Им помогал, общались до конфликта на Донбассе. А сейчас они говорит, что я «укроп проклятый», потому что я выступаю за единство Украины, за прекращение военных действий. У меня возникает вопрос – что это? Я отношусь болезненно к этой теме.
- Как на ваш взгляд можно завершить конфликт на Востоке страны?
- Старые люди говорили, что «без Бога не до порога». Будем обращаться к Богу, а Он нас не оставит. Кроме этого, нужно услышать друг друга. Зло можно победить только добром. Сегодня есть люди, которым выгодна война, и которые на этом наживаются. Не зря ведь существует поговорка «кому война, а кому мать родная». Компромиссы есть всегда. Сегодня появились такие понятия, как «партия войны» и «партия мира». Какие партии, когда в стране идет война? Каждый должен думать только о сохранении и развитии страны. Зло можно победить только добром и любовью.
- Какова судьба церквей, которые находятся на временно неподконтрольной Украине территории?
- Это храмы Украинской Православной Церкви, в которых поминается имя ее Предстоятеля – Блаженнейшего Онуфрия митрополита Киевского и всея Украины. Митрополиты Крымский и Симферопольский Лазарь, Донецкий и Мариупольский Иларион, Луганский и Алчевский Митрофан – являются постоянными членами Священного Синода Украинской Православной Церкви (это что-то похожее на Кабинет Министров в Церкви). Они помогают Блаженнейшему Владыке в решении насущных церковных вопросов. Украинская Православная Церковь не разделилась, никуда оттуда не ушла и не собирается уходить.
«Мы показываем красоту Православия и даем человеку свободный выбор»
- Благотворительный проект «Любовь милосердствует», насколько нам известно, не имеет аналогов в Украине. Кто автор проекта?
- На самом деле, аналог есть на Сумщине. Идея, в общем-то, принадлежит мне. На создание этого проекта меня подтолкнули частые сны. Я не могу забыть глаза умирающего мальчика, которого я причастил, а через три часа он скончался. Мальчик умер от опухоли головного мозга. Оказывается, его родители постоянно ссорились. И бабушка решила помочь - обратилась к биоэнергетику, к колдуну. Он помог. В семье наступило спокойствие и идиллия. Но через три недели после бабушкиного визита – ребенку диагностировали неоперабельную опухоль головного мозга. Я запомнил глаза ребенка, они просили помощи. Как помочь? Я с этой идей ходил долго, еще будучи управляющим Конотопской епархией. Этой идеей я поделился с руководителем телекомпании «Сумщина» Ларисой Якубенко. Мы разговаривали в начале декабря, а 23 декабря 2010 меня перевели в Запорожье. Я эту идею озвучил тут. Мы обсудили ее с местными СМИ - ребята подсказали много интересных идей. Так этот проект и появился. Но назвать его уникальным нельзя – похожим проектом занимается и Лариса Якубенко вместе с духовенством на Сумщине.
- Показ «Православной моды», «Поющая семья» - эти проекты рассчитаны на привлечение внимания молодежи. Будут ли еще проекты?
- Хотелось бы сказать да, но мы пока с этим не спешим. Не хотим распыляться. Через эти проекты мы говорим о Христе. Необходимо показать красоту Православия и дать человеку свободный выбор. Современный человек читает только информационные строчки в ленте новостей. Новые проекты также направлены на популяризацию Православия. Апостол Павел пишет: «Все мне позволено, но не все мне полезно». Мы хотим показать, что полезно, и дать право выбора. Конечно, нам хочется, чтобы проектов было много. Надеюсь, что Господь не оставит нас и пошлет людей с новыми идеями.
- Омолодилась ли категория людей, которые приходят в церковь?
- Сегодня принято считать, что Православная Церковь – это церковь стариков и старушек. Это ошибочное мнение. Пусть те, кто так считают – зайдут в храм и посмотрят. Да, можно увидеть старушку возле подсвечника, но молящиеся – это дети и молодые люди. Много детей причащается сегодня. Только на Покрова в архиерейском соборе причастились более 100 детей. Я думаю, что людей категории 60+ только процентов 15 среди наших прихожан.
Строгий педагог и ленивые студенты
- Вы преподаете биоэтику студентам. Как они воспринимают вас и легко ли до них достучаться?
- Это университетская программа. Студенты сдают зачеты, пишут тесты, готовят рефераты. Когда заходишь в аудиторию, то слышишь «Ооооо, ну что он будет рассказывать?». Мы касаемся общечеловеческих ценностей, говорим об отношении к эвтаназии, абортам, ВИЧ-инфицированным, о ценности человеческой жизни... Биоэтика – это внеконфессиональная наука. Что касается студентов, то я думаю, что получается достучаться до них. Когда они читают рефераты, я иногда даже конспектирую найденную ими информацию. У нас бывают очень бурные обсуждения. У Василия Сухомлинского есть такое выражение: «Высота учителя заключается в том, что он может учиться у своих учеников». Конечно, есть разные случаи. К примеру, один студент принес планшет, подключился к wi-fi и пытался мне просто прочесть с интернета чью-то статью. Я сказал, что не нужно тратить мое время, время одногруппников. Мне пришлось поставить ему двойку.
- Вы строгий педагог?
- Да. Но на экзаменах мне приходится ставить 4 и 5. Я вспоминаю, как будучи студентом первого курса, мой преподаватель по гистологии разрешал вести мне определенные темы. Я поставил двойку одногруппнице. Преподаватель тогда сказал: «Андрей, но она же что-то отвечала?». Я спросил, что из этого «что-то» было полезным? А в Киевской духовной академии у меня был случай, когда студенту на экзамене нужно было ответить на вопрос «Чем отличается истинный пастырь от ложного?». Он сказал всего несколько слов: «истинный пастырь ведет к Богу, а ложный - к себе». Я поставил «пять» и больше ничего не спрашивал. Он попал в точку.
«Фонд «За Правду!» появился тогда, когда от нас многие отвернулись»
- На Покровской ярмарке вы приняли участие в праздничных мероприятиях благотворительного фонда «За Правду!». Как давно дружите? И много ли у епархии меценатов?
- Мы познакомились с ребятами несколько лет назад. Они пришли и сказали, что готовы помогать. У нас появились совместные проекты. Таких людей, на самом деле, сегодня очень мало. Более того, в начале этого года – мы проводили традиционные Рождественские архиерейские елки. Каждому ребенку нужно было подготовить подарок. Но в силу различных обстоятельств, в этом году многие спонсоры сказали, что не могут больше помогать. Мы были в отчаянии. Хотели отменять праздник. Фонд «За Правду!» нам помог. Ребята пришли и все сделали. Важно не то, сколько денег дали, а в какую минуту. Поддержка в трудную минуту – в миллионы раз ценнее и важнее. Радует, что люди не закостенели. И мы рады тому, что у нас есть такие друзья.
- Вы в Запорожье почти 6 лет. Назовите самое яркое событие.
- Проект «Любовь милосердствует». Это самый первый и самый трудный проект.
- Было ли за это время что-то, о чем вы жалеете?
- Конечно, что-то не получилось, может быть, можно сделать было больше. Но с другой стороны – все дается человеку по силам. На все воля Божья. Жалею о том, что люди теряют в ссорах и дрязгах время зря. Каждый должен заниматься своим делом.
- Что можете пожелать нашим читателям?
- Никто не знает ни дня, ни часа, когда Бог призовет нас. Мы в любую минуту можем предстать пред Ним. Не нужно тратить время зря, стараться его разумно использовать. Не держать в сердце зла. Запорожцы - открытые люди. Желаю никогда не потерять ВЕРУ, НАДЕЖДУ и ЛЮБОВЬ.