Он устал и он уходит
За долгие годы Богуслаев и его менеджеры построили бизнес-империю, об истинных размерах которой имеют представление лишь очень немногие. Кроме машиностроения в ней есть и агросектор, и охотничьи угодья, и пищепром, и медицина. О банковском деле, ценных бумагах и страховании можно говорить отдельно. Так же, как и о местной политике и сопутствующим ей бюджетных деньгах.
Но и руководство такой махиной утомляет, пусть даже ты принимаешь лишь стратегические решения на вершине. В 2018-м году Богуслаеву исполняется уже 80 лет, а он до сих пор управляет бизнесом и занимается парламентским лоббизмом.
Но годы уже не те – у Вячеслава Александровича, несмотря на регулярные медобследования и профилактику в лучших клиниках Германии, все ощутимее проблемы со спиной и коленями. Не говоря уже о том, что возраст нешуточный. Нужно менять образ жизни на пенсионный, а климат – на приятный средиземноморский.
Вопрос замены «Деда» в империи «Мотор Сич» долгие годы был табуированной темой. Отчасти потому что «Это же Богуслаев, он же памятник». Отчасти потому что за «А» неизбежно следует «Б» - с вопросом преемника неминуемо выплывает тема беспутного сына. В итоге, в корпоративной культуре финансово-промышленной группы даже в доверенном кругу своих за рюмкой общаться о преемнике было некомильфо. И когда тема всплывает, все затем наперегонки бегут стучать, пардон, информировать, высшее начальство о нежелательных разговорах.
Почему не сложилось «от сына к отцу»
К сожалению, банальное «на детях гениев природа отдыхает» характеризует ситуацию, в которой оказался Вячеслав Богуслаев. Его сын Александр в течение многих лет известен как страстный игрок, с любовью к алкоголю и менее традиционным для наших мест веществам по изменению сознания. Набор вредных привычек органически дополняется «семью пятницами на неделе» в бизнесе. Работать под началом Александра Вячеславовича – это как тушить пожар на корабле, оказавшемся среди рифов. А капитан Александр появляется на палубе раз в полчаса, чтобы раздать команды и устроить выволочку за невыполнение указаний с прошлого раза, о которых все уже забыли.
Итогом такого образа жизни стала многолетняя ссора младшего и старшего Богуслаевых. Старший тоже не аскет, но прекрасно понимает, что делу время – потехе час. Отношения были осложнены и провалами как раз в той сфере, за которую в значительной мере отвечает младший – в ценных бумагах и корпоративных правах.
Мы говорим о громком летнем деле о выводе денег через «мусорные» ценные бумаги, когда со счетов финансовых структур «Мотор Сичи» переходили деньги на «загашники» ее топ-менеджмента (http://zp.nashigroshi.org/2017/07/31/smittjevi-papery-na-fiktyvne-perestrahuvannya-opys-pretenzij-hpu-do-motor-sichi/ ). По нашей информации, Богуслаев-младший как раз отвечал за «операцию прикрытия», чтобы у силовиков в дальнейшем не возникло претензий – но они, увы, возникли. Короче, как всегда.
Сегодня у младшего остался лишь «фиговый листочек» мецената и благотворителя, чтобы не ощущать себя и не казаться окружающим полным ничтожеством. А роль преемника в ФПГ «Мотор Сич» уже почти публично отдана нынешнему главе Наблюдательного совета Анатолию Малышу.
Король на пенсии – да здравствует король
За Анатолием Николаевичем уже давно устоялась репутация «серого кардинала» на «Мотор Сичи». Официальную регалию «главы наблюдательного совета» он получил совсем недавно. До этого Малыш в качестве «директора по связям с общественностью» занимался лоббизмом в стенах областной администрации и мэрии, а также курировал работу депутатских фракций в городском и областном советах. Он также член исполкома Запорожского горсовета.
Четкой публичной роли у Анатолия Малыша все эти годы особо и не было, кроме как «говорящей головы» - для общения с прессой. Тем не менее, «говорящая голова» скопила себе за годы немалое влияние. И при этом тщательно обходя скандальные истории. Даже участие в тендерах фирм его сына Артема было сугубо техническим. «Итмос-Имплант» и «Бриз-Медикал» Малыша-младшего всегда были «пасующими партнерами» и неизменно отдавали Завгородним их любимые подряды на эндопротезы.
Анатолий Николаевич гладкий и обтекаемый, зацепиться совершенно не за что. Но является ли это достоинством и показателем для лидера, а не только для «серого кардинала»? Уже сейчас очевидны его слабые места, которые Малыш не вытянет.
Да здравствует король, с которым начнется закат?
Первое уязвимое место – это «политика высшего уровня», так чтобы и вашим и нашим доставалось. В смысле – и украинцам, и россиянам. В условиях гибридной войны становится все сложнее балансировать между украинским и российским рынком. О тамошнем рынке «Мотор Сичи» говорится лишь эпизодически, когда всплывает очередной скандал о поставках завода для российского ВПК. Например, как говорили почти год назад, когда выяснилось, что предприятие поставляло двигатели АИ-222 для учебно-боевых самолетов ЯК-130 (http://interfax.com.ua/news/economic/404613.html ). Или когда всплывает, что россияне только планируют налаживать у себя производство вертолетных двигателей (http://nd.zp.ua/zp/2232-rossiya-podtverdila-chto-pokupaet-dvigateli-u-motor-sichi.html ). Во всех подобных случаях скандалы не перерастают в уголовные дела не столько благодаря «решалову» с силовиками, сколько благодаря дипломатическим способностям Богуслаева, который вхож во многие кабинеты на Банковой и Грушевского.
Второе узкое место, которое Малыш вряд ли потянет – это законодательный лоббизм высшего уровня. Даже не госзаказы на очередную партию вертолетов, «Мотор Сич» монополист и украинская «оборонка» еще долгие годы никуда от нее не денется. Речь идет о льготах для «аэрокосмической отрасли», к которой относится завод, и которую надо холить и лелеять. В частности, надо вписываться в принятую полтора года назад не без участия Богуслаева кабминовскую Стратегию развития высокотехнологических отраслей – чтобы на ее основании выбивать себе преференции (http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/NT2490.html).
И третью проблему Анатолий Николаевич создал сам себе в течение предыдущих лет. Мы о ней даже писали почти год назад - https://www.ipnews.in.ua/news/zp/121310-pravaya-ruka-boguslaeva-seryj-kardinal-ili-seraya-bezdarnost-kto-on-anatolij-malysh . Это одновременно и главная причина возвышения Малыша, и его же главная проблема, когда он окажется на вершине. Мы говорим о тщательной негативной селекции среди «моторовского» менеджмента. Когда ты не формируешь плеяду качественных эффективных управленцев, а тщательно «подстригаешь» высовывающиеся головы, чтобы никто не превзошел тебя и твою собственную посредственность. Анатолий Малыш в течение многих лет, будучи «серым кардиналом» у Богуслаева, тщательно отсеивал и «подрезал» всех амбициозных, культивируя серость и нежелание высовываться.
И через пару лет, когда Вячеслав Александрович окончательно отойдет от дел, верные соратники увидят на его месте не сопоставимую фигуру, а того же Толика, которого знают уже много лет, и который ничем их не лучше. И запустится поначалу медленное, но все более заметное «кто в лес, кто по дрова». Потеря единой позиции в политике и бизнесе, сепаратные договоренности, увод второстепенных активов в частный карман менеджеров. Фракции «моторовцев» в областном и городском советах начнут разбегаться, а «посыпавшаяся» политика станет предвестником разрушения экономической основы.
Мы не говорим о глобальных экономических факторах, типа оттока рабочей силы в Европу – за них-то наш герой не в ответе. Но так или иначе, «операция «Преемник» на «Мотор Сичи» изначально обречена на провал – не сложилось там с преемниками.