Шурму назвали раковой опухолью Запорожья
«За последние 10 лет уровень загрязнения воздуха в Запорожье не улучшился ни на йоту», — так категорично профессиональные экологи разбивают убеждение, старательно насаживаемое населению металлургическими гигантами
«За последние 10 лет уровень загрязнения воздуха в Запорожье не улучшился ни на йоту», — так категорично профессиональные экологи разбивают убеждение, старательно насаживаемое населению металлургическими гигантами. Используя карманные СМИ (и покладистых министров) металлургические предприятия посылают в массы приятный слуху месседж: дышать в городе стало легче, потому что они внедрили «ряд природоохранных мероприятий». И получают новые разрешения на новые выбросы.
Нет и нет: дышать легче не стало! Об этом говорят, даже кричат диким криком результаты исследований воздуха, беспрестанно проводимые Запорожской СЭС. Как и все предыдущие десятилетия, население Запорожья безвыходно вдыхает тысячи тонн промышленных выбросов, копя в своих отравленных организмах болезнетворные вещества. По данным медиков в последние два года Запорожье опять возглавило печальный рейтинг по числу онко-заболеваний и преждевременных смертей от болезней, в основной причине которых – экологический фактор. То есть, как видим месседжы основных загрязнителей о том, что они не щадя бюджета предприятия и карманов своих владельцев выкладываются по полной во имя экологии и здоровья населения — басня на постном масле. Если бы предприятия действительно делали то, что декларируют, то….
Однако, вместо реального улучшения экологической обстановки, запорожцам умело втюхивают очередные «намеченные шаги» и намерения к действиям, зафиксированные очередным ну просто «супер важным» документом, который по сути, — чистой воды Филькина грамота.
Таковым – пустым и априори ничего не значащим – был очередной меморандум, подписанный в 2016 году городским головой Запорожья Владимиром Буряком и несколькими промпредприятиями летом этого года. Смысл этого мероприятия, поданного пиарщиками власти как «важнейшее достижение на пути к улучшениям» в обществе не поняли, и даже приняли саркастично. Если бы речь о каком-либо иной предмете, а не о здоровье сотен тысяч людей, ущерб которому наносят промпредприятия, то возможно эта ситуация с очередным меморандумом «улыбнула бы». А так – раздражает. Циничностью, фальшью, игрой на публику, попыткой ввести в заблуждение, замылить глаза обществу, чтобы спокойно делать свое – получить в Киеве новое разрешение на выбросы, и дымить себе дальше. Это – разрешение на выбросы – если убрать наивность, и есть основная задача очередного бла-бла-бла документа.
Во-первых. Меморандум с Буряком НЕ подписали экологически рискованные предприятия: ПАО «Запорожабразив», ПАО «ЗТЗ», ПАО «Запорожский масложир-комбинат», ЧАО «Запорожское карьероуправление», автотранспортные предприятия, малые предприятия по переплавке вторичных металлов.
Во-вторых, очередной Меморандум «о когда-нибудь чистом воздухе» принят на фоне полного отсутствия анализа выполнения «Программы по выходу г.Запорожья из экологического кризиса 2007-2014 гг» и очередной, принятой в 2012 году «Программы природоохранных мероприятий….». Что же не так с этим документами, с которыми тогда тоже показательно носились, как с пареной репой? Они уже «ВСЁ»?
Ну, и в-третьих. Практически все взятые Меморандумом июня 2016 года «Запорожсталью» обязательства буква в букву дублируют трехсторонне Соглашение, подписанное руководством этого комбината восемь лет назад, и благополучно нарушенного в половине пунктов документа.
«Клянемся, что обманем!»
Совершим маленькое путешествие в недалекое прошлое и отвернем колесо истории на 9 лет назад. Год 2009. Запорожский областной совет. Здесь силами группы депутатов началось активная попытка прижать к ногтю в ракурсе соблюдения природоохранного законодательства основного загрязнителя воздуха — ОАО «Запорожсталь». Тогда, в мае 2009 года длительные не всегда дипломатические дебаты на тему «как заставить «Запорожсталь» перестать травить население» закончились подписанием трехстороннего Соглашения.
Предметом рожденного в муках документа обозначены важные для региона моменты: «обеспечение реализации Программы охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности Запорожья, выполнение Предприятием природоохранных мероприятий относительно устранения сверхнормативных выбросов и сбросов в окружающую среду загрязняющих веществ, предупреждение и предотвращение чрезвычайной экологической ситуации в будущем».
Под «безопасным будущим» подписались первый заместитель министра экологии Украины Иван Чорнокур, глава Запорожского областного совета Александр Нефёдов и глава правления ОАО «Запорожсталь» Виталий Сацкий.
Сейчас, спустя 8 лет, стало ясно, что подписанное тогда соглашение — как бы попытка вогнать «Запорожсталь» в жесткие рамки экологической морали и закона — сработало в чью угодно выгоду, но явно не в пользу населения: к концу срока, оговоренного документом, Запорожье осталось со своим грязным воздухом, там, где и было.
Если говорить доступным языком, то, поставив свои подписи под трехсторонним Соглашением, органы власти избавили металлургический гигант от весьма ощутимых для экономики предприятия штрафных санкций за нанесение ущерба окружающей среде и даже согласились предоставить «Запорожстали» люфт — временную зону, свободную от экологических штрафов — сроком в девять лет. За что же, спросит удивленный читатель, основному загрязнителю были даны такие «шоколады»? Положение «временно всё можно» «Запорожсталь» себе выбил в обмен на гарантии, что за этот «бесштрафовый» период предприятие выполнит целый список экологических действий, что выведет завод где-то рядом с европейским уровнем промышленной экологической безопасности, а население спасет от пыльного рыжего чада.
Так вот об обязательствах, взятых тогда на себя предприятием. Всего 11 пунктов. В их числе:
– реконструкция газоочисток шести агломерационных машин ( срок окончания – 2015),
— реконструкция аспирационных установок отделений подготовки шихты (к 2017)
— строительство установки по очищению агломерационных газов шести агломашин (к 2015) и т.д.
— замена мартеновского производства на конверторное. Выведение из эксплуатации мартеновских печей, и еще ряд мероприятий, связанных с запуском конвертного цеха и закрытием мартеновского производства (срок – 2017 год)
Министерство и областной совет взяли на себя обязательства контролировать ход выполнения Предприятием пунктов Соглашения. С контролем, будем честны, не сложилось: после выборов 2010 года владелец «нижеподписавшегося» комбината стал еще и немного хозяином президента, а вместе с ним и всей страны. В Запорожском областном совете неоспоримое большинство принадлежало построенным по принципам партийной вертикали «регионалам». Они, согласно партийным принципам, хотели того же, чего хотел и большой Реня. В контексте Соглашения, «контроль над выполнением» превратился в мыльный пузырь. Как, собственно и само Соглашение.
Но как, известно, на сегодня из запланированного перечня природоохранных мероприятий, сделана лишь половина (по данным самого предприятия), да и та, по сути, Потемкинская деревня (об этом – позже)
За данные ему 8 лет комбинат «Запорожсталь» НЕ сделал главного: НЕ построил конверторный цех, НЕ вывел мартеновское производство из эксплуатации. Условия трехстороннего соглашения нарушены, а Запорожье рукой правления завода оставлено в редком статусе: единственный в Украине, где еще используются мартеновские печи.
«Во всем мире лишь три страны до сих пор используют мартеновский способ выплавки стали – Украина, Россия и Индия. Если в 2008 году в Украине еще действовало 8 крупных мартеновских цехов, то сегодня их число сведено до минимума. По сути, сегодня в Украине успешно функционирует один полноценный мартеновский цех, который расположен на комбинате «Запорожсталь. В 2014 году он произвел почти 4 млн тонн стали», — говорит в своем комментарии изданию «Дело» доктор технических наук Алексей Смирнов.
А если бы все, под чем подписалась «Запорожсталь» в трехстороннем соглашении 2009 года, было выполнено, то Запорожье, как минимум, навсегда забыло бы о рыжих хвостах дыма, которые словно огромные змеи, выползают из труб мартеновского цеха и нещадно поглощают запорожское небо.
Понять и простить?
Что же стало причиной не выполнения комбинатом «Запорожсталь» взятых на себя обязательств?
Как следует из официального ответа пресс-центра комбината, заводу помешали «объективные причины».
«С момента подписания соглашения в 2009 году до 2012 года финансирование масштабных экологических и модернизационных проектов было крайне затруднено по объективным экономическим причинам» — говорится в пресс-релизе.
Пресс-служба комбината уверяет, что в последние годы ситуация кардинально изменилась.
«За последние 4 года ПАО «Запорожсталь» очень серьёзно подошёл к выполнению мероприятий трёхстороннего соглашения. С 2012 года комбинатом в экологическую модернизацию производства направлено 5,6 млрд гривен. Полностью выполнено семь мероприятий, при этом два из них выполнены досрочно – это строительство линии соляно-кислотного травления НТА-4 с установкой регенерации травильных растворов.
«Комбинат «Запорожсталь» продолжает реализацию проекта по экологической модернизации аглофабрики, уже установлено современное газоочистное оборудование на агломашинах №1-5, построена газоочистка агломашины №6. Инвестиции комбината в установку новых газоочистных систем на всех шести агломашинах аглофабрики составили более 870 млн. грн.» — сообщает пресс-центр.
У запорожцев только два варианта восприятия заводского отчета о проделанной экологиечской работе: либо верить, либо нет. Наши эксперты, оказавшие помощь при подготовке материала, с выбором не задумываются. Они категоричны: заявления «Запорожстали» об эффектвном функционировании на аглофабрике современных газоочисток — хорошо распиаренная, пардон, легенда.
Наши эксперты уверяют, что газоочистка технологических газов агломашины № 1, включающая очистку от сернистого ангидрида, в настоящий момент не работает. Причина – некачественно проведенный ремонт и последующая коррозия внутреннего оборудования скрубберов. Аналогичная, то есть не прозрачная ситуация сложилась и в ракурсе задекларированной предприятием модернизации основного оборудования агломашин №№ 1-6. По данным наших экспертов организация рециркуляции отходящих газов (суть модернизации) возможна лишь теоретически. Поскольку в условиях существующих агломашин и организационно-технических проблем, говорить о том, что рециркуляция «работает», мягко говоря, преждевременно. О мыльных пузырях, которые надуты комбинатом на газоочистках, и что именно нам преподносят под видом модернизированного оборудования аглофабрики, мы расскажем в отдельном материале. Например о том , где «Запорожсталь» закупает известняк для газоочистного оборудования агломашин № 2-5.
В общем, после общения с нашими источниками, понятно, что и с «выполненными» пунктами соглашения не все понятно. А что делать с остальной половиной обязательств? – к ней, по сути, даже не приступали. И, похоже, что не очень-то и планируют.
Как сообщает пресс-центр комбината «Запорожсталь», по семи мероприятиям срок выполнения не наступил, причём пять из них относятся к кислородно-конвертерному цеху. Так вот на строительство конверторного цеха у «Запорожстали» денег нет.
Цитируем:
«ПАО «Запорожсталь» планирует реконструировать сталеплавильное производство и построить комплекс по производству горячекатаных рулонов производительностью 5 млн тонн в год в составе конвертерного отделения, отделения литейно-прокатных модулей и вспомогательных производств. Сумма инвестиций в проект – свыше 1,3 млрд долл.
Реализовать этот проект возможно только при условии привлечения зарубежных инвесторов. Сегодня, в связи со сложнейшей экономической ситуацией в стране, а также крайне низким кредитным рейтингом Украины, кредитные агентства не предоставляют кредиты».
То есть фактически предприятие сеет в массы месседж о том, что конвертного цеха не видать нам, как и неба голубого: комбинат и дальше будет использовать технологию позапрошлого века – мартеновские печи, а они, как и предыдущие 90 лет, будут жирно снабжать запорожский воздух агрессивными оранжевыми вихрями.
В общем, дорогие земляки, уже заболевшие и те, кто находится в постоянной зоне риска: «Запорожсталь» просит «понять и простить». Понимаете, у Рината Леонидовича, пардон, у «Метивеста», все восемь лет были «объективные экономические причины», не позволившие избавить город от мартен и кардинально улучшить экологическую обстановку. И, как вы видите, причины будут и дальше: своих денег на конверторный цех нет, а мировые банки украинские предприятия кредитовать не хотят.
Какой выход? Не закрывать же предприятие: оно бюджетонаполняющее – это раз, и там трудится 8 тысяч человек (а может после глобальных сокращений уже меньше) — это два. Этот не простой вопрос, а также рассказ о том, что на самом деле происходит на газоочистках самого крупного загрязнителя окружающей среды Запорожской области оставим на растерзание экспертам в нашей следующей публикации.
Продолжение следует.
источник: Антикор. Запорожье.