В Запорожье увековечили народного мэра Поляка
В Запорожье появился памятный знак в честь мэра, которого запорожцы уважительно величали «народным»
В Запорожье появился памятный знак в честь мэра, которого запорожцы уважительно величали «народным»
Горельеф Александра Поляка, потрясающий точностью передачи образа безвременно ушедшего мэра и генерала, установлен на входе на территорию храма cвятого Николая в Хортицком районе. С автором горельефа, запорожским скульптором Борисом Ивановым, я и намерен познакомить сегодня уважаемых читателей.
Памятный разговор в маршрутке
По рассказу Бориса Петровича, идея увековечить народного мэра Запорожья в горельефе ему пришла… в маршрутке, когда он - лет восемь назад, добирался к себе на Бабурку из города [позже я объясню, что в данном конкретном случае слова «скульптор от Бога» - это не красивость речи, а всего лишь констатация факта].
- Сзади меня, - объяснил мастер при нашей встрече, - ехали два молодых человека. По их разговору, я понял, что оба они – курсанты милицейского института.
К удивлению Бориса Петровича, говорили курсанты не об учебе, они вспомнили… Александра Поляка. Отметив его как профессионала, курсанты также подчеркнули: то, что сделал генерал в городе за два с половиной года, никому другому не удастся сделать даже за двадцать пять лет. Это и главный запорожский проспект, который стал украшением города, и новые площади с фонтанами, и реконструированная улица Победы, и даже стадион генерал начал строить. Причем, не за бюджетные деньги. И строительство мостов через Днепр тоже при нем начиналось.
И завершилось бы благополучно, замечу от себя, если бы Александр Владимирович не ушел так рано из жизни. Словно предчувствуя, что ему не очень много отпущено, генерал торопился. И торопил все городские службы. Он, вероятно, понимал, что если ему не удастся раскрыть душу города за днепровскими порогами, показать запорожцам красоту Запорожья, потом это не сможет сделать никто.
И ему удалось многое. Душа народного мэра осталась и в площадях с фонтанами, и в главном проспекте – во всем, что успел он сделать для нас.
- Когда я брался за работу над горельефом, - прерывает мои размышления скульптор, - я не о себе хотел память оставить, а он нем, об Александра Владимировиче.
Я согласно киваю головой – сказанное моим визави стопроцентно соответствовало моим мыслям, а Борис Петрович продолжал свои рассуждения вслух:
- Как вы оцениваете памятник Поляку на его могиле?
- Как пародию на память.
- Точно, пародия и есть! А бюст на площади Поляка мне напоминает… хулигана. Поэтому своей работой над горельефом – после того, как я послушал курсантов в маршрутке, я хотел выразить личное, если хотите, отношение к Александру Поляку – как к человеку, как к генералу, как к мэру. Очень помогли мне в этом, кстати, специалисты машиностроительного завода имени Омельченко, где и был отлит по изготовленной форме горельеф. Лично директор завода Александр Коломойцев ежедневно интересовался ходом работ в литейном цеху. Очень переживали заводчане.
- За работу вы сразу взялись? Или на обдумывание замысла время ушло какое-то?
- Сразу! В два часа ночи за работу взялся.
По уточнению Бориса Петровича, он за все свои работы – а у него только бюстов около пятидесяти, берется строго в два часа ночи.