Запорожец рассказал, как он заставил "Теплосеть" выставить справедливый тариф на воду
Теперь появилась возможность платить "Теплосетям" за горячую воду, исходя из качества этой услуги
Тема стоимости коммунальных услуг для большинства горожан является, пожалуй, одной из самых болезненных. Но самое обидное – то, что при "европейских" тарифах качество услуг оставляет желать лучшего. Однако благодаря техническому прогрессу и на монополиста появилась управа. И если житель многоквартирного дома пока не может самостоятельно регулировать температуру батарей в квартире (чтобы это повлияло на счет за тепло), то теперь появилась возможность платить "Теплосетям" за горячую воду, исходя из качества этой услуги. Журналисты портала ВМЕСТЕ пообщались с жителем Запорожья, который теперь платит за горячую воду ровно столько, сколько она стоит. Сразу отметим: данный материал не является рекламой, поэтому здесь не будет никаких торговых марок, адресов и телефонов.
— Ваш опыт, возможно, будет интересен тысячам жителей Запорожья и других городов, где есть центральное водоснабжение. Расскажите, как вам удалось заставить монополиста в лице городских теплосетей уменьшить выставляемые вам счета за горячее водоснабжение?
— Меня, как и многих, возмущает, когда платишь деньги, а услугу получаешь некачественную. В моём случае это касается горячего водоснабжения. В моём понимании горячая вода – это та, от которой идёт пар, и ею можно обжечься. Однако в моей квартире на протяжении многих лет "горячей" её можно назвать лишь условно. В действительности она – слегка тёплая, и только в период активного водоразбора (с 7 до 8.30, и с 19 до 21 часа), вода слегка «горячеет», но при этом не настолько, чтобы разбавлять её холодной. Долгое время приходилось принимать это как неизбежность, которую нельзя изменить, но в какой-то момент нашлось решение этой проблемы.
Оказалось, что в Украине (в Харькове и Киеве) выпускаются так называемые многотарифные счётчики горячей воды. Внешне это – обычный водомер, только с электронной начинкой и термодатчиком. Его особенность в том, что он меряет фактическую температуру потребляемой воды, и "запоминает" эти данные. Когда приходит время подавать показания в Теплосети, то я подаю небольшую таблицу, где, помимо общего объёма использованной за месяц воды, указан объём с температурным интервалом. Таким образом, вода температурой до 40 градусов считается холодной, и оплачивается по тарифу холодной воды. Вода в температурном диапазоне 40-45 оплачивается в сумме 70% от тарифа, вода температурой 45-50 оплачивается в размере 90% тарифа. И только когда температура воды превысит 50 градусов – она считается горячей, и оплачивается 100%.
Снятие показаний не представляет никакой сложности, достаточно внимательно прочесть инструкцию.
— Теплосети не возражали против установки такого счётчика?
— А они не имеют права возражать. Несколько моделей многотарифных счётчиков сертифицированы в Украине, сами теплосети имеют методику расчёта их показаний. Как говорится, бери и ставь. Процедура абсолютно несложная: пишется заявление в Теплосети (у них даже бланк специальный есть), оттуда в течение недели присылают техусловия на установку, затем устанавливается новый счётчик, после чего представители теплосетей его пломбируют и выдают акт приёма в эксплуатацию. Если у вас до этого стоял обычный водомер – то даже не придётся производить никаких слесарных работ, поскольку электронный счётчик – точно такого же размера, и становится на место старого.
— Сколько времени вы пользуетесь многотарифным счётчиком? Заметен ли эффект?
Скажу сразу – я перед его приобретением приблизительно подсчитал, что такой счетчик будет выгодным, но не ожидал, что настолько. Он стоит у меня уже третий месяц, поэтому можно делать выводы. Моя семья потребляет из месяца в месяц примерно одинаковое количество горячей воды. И если раньше Теплосети мне выставляли около 500 грн в месяц, то теперь – 250 грн. То есть буквально сразу я стал платить за горячую воду в 2 раза меньше!
Не буду перегружать вас цифрами, но в целом ситуация выглядит так: около половины потреблённой горячей воды фактически не дотягивала до 40 градусов, и была оплачена по тарифу холодной. Остальной объём варьировался между 40 и 50 градусов. И, предсказуемый результат – за 2 месяца температура воды, согласно показаниям электронного счётчика, НИ РАЗУ не превысила 50 градусов. То есть нас заставляют платить за "горячую" воду, которая по факту такой не является.
— Дорого ли обошлось вам это нововведение?
В вопросах энергоэффективности всё упирается в срок окупаемости. Я заказывал этот прибор по интернету в Харькове, вместе с доставкой он обошёлся ровно в 1500 грн. Несложно подсчитать, что в моём случае (семья из 3 человек) многотарифный счётчик окупается за 6 месяцев, а затем начинает экономить нам 3000 грн в год.
Хочу подчеркнуть, что в моём случае экономия – только часть мотива. Изначально для меня это было дело принципа: я хочу платить за услугу столько, сколько она стоит, а не столько, сколько с меня за неё требуют.
— То есть лично вы бы посоветовали жителям Запорожья ставить такие счётчики.
— Безусловно. Если есть возможность – ставьте. Чем больше людей станут платить за горячую воду "по справедливости", тем скорее монополисты перестанут обманывать потребителей.
Я был сильно удивлён, когда узнал, что в Шевченковском районе только у двух человек есть такие многотарифные счетчики (вторым стал я). Жители Запорожья просто не в курсе, что есть такие гаджеты! Когда я изучал эту тему, то узнал, что только в Харькове такие счётчики установили тысячи людей. Словом, я поделился своим опытом и выводами, а дальше пусть каждый решает сам.